Иудаизм. Летние праздники

Июнь

01 – День Иерусалима

В этот день, 28-го числа еврейского месяца ияра, еврейский народ празднует объединение Иерусалима. 14 мая 1948 года было провозглашено существование государства Израиль. Иерусалим стал его столицей. В течение первых 19 лет становления независимости Израиля Иерусалим был разделен. Его восточная часть находилась под контролем Иордании. На протяжении многих лет евреи не имели доступа в Восточный Иерусалим, Старый Город. Еврейские жители израильской части Иерусалима постоянно подвергались опасности обстрела с арабской стороны.

В 1967 году напряжение между Израилем и его соседями переросло в шестидневную войну. Сто восемьдесят три солдата погибли в сражении за Иерусалим, многие были ранены. Спустя тысячелетия воссоединенный город вновь стал неделимой столицей еврейского государства. Иерусалим перестал быть пограничным городом, жизнь в нем стала гораздо более безопасной. 

Сегодня Иерусалим — современная, быстро развивающаяся столица Израиля. В нем осуществляет свою работу кнессет (парламент). Здесь расположены официальная резиденция президента страны, правительственные министерства и Главный раввинат. Между всеми политическими силами Израиля существует соглашение по поводу того, что ни единство, ни суверенитет Иерусалима не могут быть предметом переговоров. Сейчас не только евреям, но и христианским и мусульманским меньшинствам обеспечен доступ к собственным религиозным святыням. Поэтому День Иерусалима для еврейского мира является и символом исторической справедливости и знаком мирного диалога с другими народами и конфессиями.

 

08 – Шавуот

Шавуот («недели») — день дарования Торы свободному еврейскому народу. Праздник отмечается 6-го числа еврейского месяца сиван. В Израиле этот день является выходным. 

По преданию, в этот день Моисей получил на горе Синай скрижали Завета с десятью заповедями. Заповеди содержат основы всей человеческой морали, без которой не может обойтись ни один народ, ни один человек. 

В наши дни в Шавуот в синагогах выносят свиток Торы и читают рассказ о том, как она была дарована, текст десяти заповедей и фрагмент, рассказывающий о законах празднования Шавуот в Храме. Существует также традиция в канун праздника всю ночь читать Тору.

Праздничная трапеза в Шавуот обязательно включает молочную и мучную пищу: сыр, творог, сметану, блинчики с творогом, пироги, торты, коврижки с медом, вареники, пирожки или блины с сыром. Этот обычай берет начало со дня вручения Торы. Вернувшись в лагерь от горы Синай, евреи довольствовались молочной пищей. С тех пор, отдавая дань прошлому, на Шавуот перед обедом едят что-либо молочное, лишь затем в отдельной посуде подают праздничные мясные блюда. В сельскохозяйственных поселениях и в киббуцах Шавуот — это веселый праздник урожая, когда созревают зерновые и первые плоды. Дети идут в школу или в детский сад с венками на головах и с корзинками, полными свежих фруктов. Синагоги и дома украшают зелеными ветвями и гирляндами цветов и фруктов, окна домов — бумажными аппликациями. 

Июль

08 – День памяти геноцида еврейского народа в годы Второй Мировой войны

В 1941 году, на второй день после вступления немецких войск в Ригу, в латвийской столице были сожжены восемь синагог вместе с тысячами евреев. Этот день вошел в историю как «хрустальная ночь» или «Ночь разбитых окон». 

Впервые же «Хрустальная ночь» была организована фашистами в Германии - 9 ноября 1938 года. В волне прокатившихся по стране еврейских погромов были убиты 100 иудеев, разрушены все синагоги в Германии, разграблены более семи тысяч еврейских магазинов. Более тридцати тысяч евреев были брошены в концлагеря.

В этот день «команда безопасности» хладнокровно подожгла главную синагогу Латвии. Большая хоральная синагога — была уничтожена вместе с находившимися там верующими. Верующих было пятьсот человек... 

 

19 – Пост 17 Тамуза

В истории еврейского народа 17 Тамуза — день бедствий. Талмуд называет целых пять бедствий, случившихся в этот день.

В год Исхода из Египта, всего через сорок дней после получения Торы на горе Синай, евреи построили Золотого Тельца, совершив тяжкий грех идолопоклонства.

17-го Тамуза Моисей, спустившийся с Синая со скрижалями завета, увидев литое изваяние тельца и евреев, пляшущих вокруг него, не смог удержать святыню в руках — она упала и разбилась. И хотя Моисей все же сумел вымолить у Бога прощение заблудшему народу, но этот день так и остался несчастливым днем, ибо грех не был искуплен полностью. Почти через девять столетий сыны Израиля снова отступили от заповедей, забыли Тору. Они поклонялись идолам, проливали человеческую кровь. Были и другие, менее явные прегрешения. И в 3336 году Иерусалим был осажден вавилонской армией. Прекратились ежедневные жертвоприношения в Храме, что было признаком надвигающейся катастрофы. В 3338 году был разрушен Первый Храм, потеряны земля и свобода…

Народ усвоил полученный урок, раскаялся и вновь, получив свободу и землю, восстановил Храм. И опять повторилась история — люди вновь стали забывать божественные законы и установления.

17-е Тамуза — второй из постов, установленных в память о разрушении Храма. В этот день была пробита брешь в стене Иерусалима во времена Второго Храма.

И в этот же день в 165 году до нашей эры наместник царя Антиоха сжег Тору. Сожжение Торы было началом гонений на еврейство и одной из главных причин восстания Маккавеев. 

Август

09 – Пост 9 Ава или Тиша бе-ав

Самым траурным для евреев днем считается Девятое Ава. В этот день ничего не едят, не пьют, не надевают кожаную обувь. Пост начинается с вечера 8 ава за несколько минут до захода солнца и заканчивается после появления звезд на небе вечером 9 ава.

Тиша бе-ав — это единственный день в году, когда еврей не только не обязан, но и не имеет права изучать Тору (ведь изучение считается источником радости). В Иерусалиме тысячи людей приходят к Стене Плача помолиться.

В этот день в 586 г. до н. э. был разрушен Первый Храм; в 70 г. н. э. - Второй Храм. В этот день в 136 г. римские легионы захватили крепость Бейтар, последний оплот повстанцев Бар-Кохобы; многие тысячи евреев были убиты, большинство остальных вынуждены были покинуть родину, эмигрировать в другие страны. И в средние века, и в новейшее время с Девятым Ава связаны драматические события в жизни еврейского народа.

 

15 – День любви или Ту бе-Ав

День любви — не относится к общепринятым еврейским праздникам, скорее, как и день Святого Валентина у христиан — это приятный повод поздравить любимого человека и (или) предложить руку и сердце.

Праздник этот существовал с глубокой древности. Еще до установления в Израиле царства, еще до завоевания Иерусалима — уже тогда девушки, желающие выйти замуж, выходили танцевать в виноградники в окрестностях Храма в Шило. Праздник этот был очень важен. Дело в том, что в те времена каждое из колен Израиля жило на своей территории, ревностно отстаивая свои наделы земли. Девушкам же, владевшим недвижимостью, разрешалось выходить замуж только за представителя своего колена, чтобы земля не переходила во владение другого колена. 

Пятнадцатое Ава — праздник, не установленный Торой, возникший сам по себе, как веселье по поводу сбора винограда — но именно он дал народу возможность объединиться. В этот день парни и девушки из разных колен Израиля могли познакомиться друг с другом, не боясь гнева со стороны старших. Потому что только в Ту бе-Ав старейшины Израиля постановили отменить все ограничения на межколенные браки.