Католицизм. Летние праздники

Июнь

03 – Праздник тела Христова

Праздник тела и крови Христова - отмечается ежегодно в четверг после Троицы и является торжественным празднованием Евхаристии. Католическая церковь рассматривает евхаристию (таинство причащения) как священный дар, оставленный Христом своей церкви, установленный во время последней вечери. 

Обычай торжественного почитания Евхаристии впервые возник в Льежской епархии (Бельгия) в 1247. В 1264 папа Урбан IV сделал этот праздник общецерковным, даровав индульгенции всем, кто принимал участие в праздничной мессе. Чинопоследование праздника Тела Христова сочинил Фома Аквинский. Текст этой службы до сих пор считается одним из красивейших в римском Бревиарии. 

Праздник, по происхождению чисто религиозный, со временем превратился в поистине народный праздник, в котором соединились строгая обрядность церковной службы, церемониальное шествие и игровые элементы, характерные для шумных дохристианских празднеств. Существует красивая традиция во время процессии разбрасывать лепестки цветов.

 

10 – Праздник Святейшего Сердца Иисуса

Праздник Святейшего Сердца Иисуса - отмечается в пятницу, на восьмой день после праздника Тела и Крови Христовых. Основная тема праздника - любовь Бога, явленная нам в сердце Его, благодарность за нее и дарованное спасение. 

Следует отметить, что библейское понимание слова «сердце» не совпадает с общепринятым ныне. В современной культуре сердце является символом чувств, тогда как в еврейском языке, и, соответственно, мышлении, сердце означает глубинную сущность человека, а также его намерения и решения. Бог дал людям «сердце, чтобы мыслить» (Сир 17,6).  

Апостольская Столица в течение ста лет медлила с официальным установлением нового праздника. Первое разрешение было получено польскими епископами от Папы Климента XII в 1765 году, в 1856 году Пий IX ввел литургическое празднование Пресвятого Сердца Иисуса как обязательное для всей Церкви. В торжество Сердца Иисуса после Причастия читается молитва, в которой выражена просьба, чтобы Сердце Иисуса, в котором мир открывает истинную природу Бога, научило нас видеть Христа в братьях. Сердце Иисуса было пронзено на кресте и стало источником Таинств Церкви. Из него истекла кровь и вода, указывающие на Крещение и Евхаристию, без которых невозможно вести праведную жизнь и общаться с Богом.

 

11 – День святого Варнавы

Святой Апостол Варнава – один из семидесяти святых апостолов. Первоначальное имя Варнавы было Иосиф. Прозвище же - Варнава, что значит «сын утешения», он получил за свою доброту и милосердие. 

Обратившись в христианство, Варнава был одним из первых семидесяти учеников Христа. После смерти Иисуса он продал всю свою собственность и целиком посвятил себя распространению христианства. Долгое время он сопровождал святого Апостола Павла в его миссионерских путешествиях, вместе они побывали на Кипре и в Пергии, много времени оставались и проповедовали в Антиохии. Последнее посещение Кипра Варнава предпринял уже без Павла, куда отправился вместе со своим племянником Марком. 

Там же на Кипре в городе Саламине он и встретил свою смерть от рук иудеев: его вывели за ворота, забили камнями, а затем бросили на костер. Когда же позже Марк пробрался, чтобы его похоронить, то обнаружил тело Варнавы совершенно не тронутое огнем. На месте захоронения стали происходить чудеса, и оно получило название «Место здравия», где многие больные получали исцеление. Позже там был возведен храм, а мощи святого были перенесены в алтарь. 

 

13 – День святого Антония

Святой Антоний Падуанский - один из самых любимых и широко почитаемых святых Католической Церкви. Был причислен Папой Григорием IX к лику святых уже в 1232 г. - спустя менее года после кончины. Главными атрибутами святого на иконах являются книга - символ Слова Божия и просвещения, и лилия, символизирующая целомудрие.

Антоний оставил память о себе не только как о прекрасном священнике, проповеднике и богослове, но и как о великом чудотворце: Господь совершал через него многочисленные чудеса, чтобы явить Свое всемогущество, славу и милосердие даже закоренелым грешникам и помочь им найти путь истины в обращении к Богу. 

Уже в XIII в. верующие стали обращаться в молитвах к Антонию как к чудотворцу и помощнику в обретении утраченных ценностей (в том числе духовных), а также как к покровителю в семейных делах. В Падуе возникла традиция почитания святого по пятницам (в день его смерти) и по вторникам (день погребения). С XVII в. практика «вторников св. Антония» распространилась в Церкви повсеместно. С конца XIX в. стал популярным также обычай (инициированный в 1886 г. в Тулузе) собирать в церквях пожертвования для бедных, получившие название: «хлеб св. Антония». 

 

24 – Рождество Иоанна Крестителя

Праздник установлен в честь воспоминаний о событиях, связанных с рождением Иоанна Крестителя (Евангелие от Луки).  

В христианстве учение о провозвестнике Мессии - Иисуса Христа - связано с образом пророка Иоанна Крестителя. Когда Иоанну исполнилось тридцать лет, он начал проповедовать в Иудейской пустыне, а затем в окрестностях реки Иордан. Он сурово обличал пороки общества и призывал к покаянию, возвещая о скором пришествии Мессии.

Проповедь Иоанна была настолько сильна, что вскоре вокруг него стали собираться ученики, основавшие общину его последователей - кумранитов. Внешним знаком покаяния и духовного обновления Иоанн избрал крещение - омовение в воде и погружение в нее (отсюда и имя - Креститель). Принять крещение пришел и Иисус. Тем самым Иоанн Креститель проложил путь служению и учению Иисуса Христа. 

Традиция прославлять Иоанна Крестителя в дни его рождения и мученической кончины сложилась еще в первых христианских общинах. С III века праздник Рождества Иоанна Предтечи уже широко отмечался как восточными, так и западными христианами - его называли «светлым торжеством» и «денницей Солнца правды». В начале IV века праздник был введен в христианский календарь.

 

29 – День святых апостолов Петра и Павла

Апостолы Петр и Павел особо почитаются как ученики Иисуса Христа, которые после смерти и воскресения Христа начали проповедовать и распространять учение Евангелия по всему миру. Этот праздник сначала был введен в Риме, епископы которого по учению Западной Церкви считаются преемниками апостола Петра, а затем распространился и в других христианских странах. 

Петр получает предназначение стать апостолом и «основанием» церкви Христа, ему вручаются ключи небесного царства. Согласно учению Римско-католической церкви, это наречение указывает на то, что Петру была вручена реальная власть и юридические полномочия и что эти полномочия - в силу того, что церковь будет существовать до скончания времен, - должны быть переданы его преемникам. Петр был первым из апостолов, кому Христос явился после своего воскресения. После смерти Христа Петр занимался проповеднической деятельностью. 

Павел - первый из христианских писателей, чьи письма дошли до нас, и самая авторитетная фигура в истории христианской мысли. Его послания сыграли огромную роль в формировании христианства как самостоятельной религии. Павел почитается церковью как первопрестольный апостол. Церковь приписывает ему 14 посланий, включенных в Новый Завет. Оба апостола приняли мученическую смерть за веру Христову.

  

Август

06 – Преображение Господне

В конце пути земной жизни Господь Иисус Христос открыл Своим ученикам собственное будущее: надлежит ему пострадать за людей, умереть на Кресте и воскреснуть. 

После этого Он возвел трех апостолов - Петра, Иакова и Иоанна - на гору Фавор и преобразился пред ними: лицо Его просияло, а одежды сделались ослепительно белыми.

Преображением на горе Фавор Господь Иисус Христос показал ученикам Славу Своего Божества для того, чтобы они во время Его грядущих страданий и Крестной смерти не поколебались в вере в Него - Единородного Сына Божия. 

В некоторой степени Праздник Преображения сопоставим с ветхозаветным Праздником кущей. «Если хочешь, сделаем здесь три кущи», - говорит Петр Иисусу. Эту связь подтверждает и традиция совершать в праздник Преображения освящение плодов.

Праздник Преображения отмечается Восточной Церковью с IV века. В календарь Западной Церкви он был введен папой Каликстом III в 1457 году. В традиции Армянской Церкви праздник Преображения включен в пасхальный цикл, является подвижным и отмечается в седьмое воскресенье после Пятидесятницы.

 

15 – Успение Пресвятой Богородицы Девы Марии

Праздник посвящается воспоминанию о кончине Божией Матери и Ее телесного вознесения на небеса. 

На Востоке и на Западе этот праздник имеет различные названия. Греки называли его «koimesis» - «погружение в сон» (церк.-слав. - успение). На Западе закрепилось латинское название «assumptio» - «взятие», «принятие», поэтому среди русских католиков латинского обряда используется наряду с устоявшимся в русской традиции «Успением» название «Взятие Пресвятой Девы Марии в небесную славу».  

Как и другие праздники почитания Богородицы, в этот день для верующих обязательно посещение мессы, если для этого нет серьезных препятствий.