Католицизм. Весенние праздники

Март

25 – Благовещение

В Евангелии от Луки рассказывается, как архангел Гавриил был послан Богом возвестить Марии, деве, обрученной с Иосифом, что ей предстоит зачать от Духа Святого и родить младенца Иисуса.  Младенца, что станет Мессией и наречется Сыном Божьим. Мария выразила свою веру словами: «да будет Мне по слову твоему». 

Со 2 в. Благовещение рассматривалось в христианской истории как первый акт искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. С 4 в. существует и другое объяснение этой даты: искупление должно было начаться с зачатия Христа в день весеннего равноденствия, который по традиции считали днем сотворения мира, и в месяц смерти и воскресения Христова (т.е. Пасхи).  

Благовещение выпадает либо на дни Великого поста, либо на неделю пасхальных торжеств (Светлую седмицу). Церковное празднование Благовещения не отменяется, если даже праздник приходится на Пасху (такое соединение великих праздников называется «Кириопасхой»), и тогда с пасхальными песнопениями соединяются песнопения Благовещения. Если Благовещение приходится на пост, то пост ради него ослабляется. 

 

28 – Пальмовое воскресенье (Вербное воскресенье - Вход Господень в Иерусалим)

Праздник Входа Господня в Иерусалим, «Вербное» или «Пальмовое» воскресенье — отмечается за неделю до Пасхи, в шестое воскресенье Великого Поста. 

Еврейский народ, находившийся под владычеством Римской Империи, ожидал Мессию как политического освободителя. Поэтому Иисуса и приветствовали как царя — пальмовыми ветвями. Один Христос знал, в чем на самом деле состоит его Миссия: вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего — от рабства греха. Он один знал, что путь, усеянный ныне пальмовыми ветвями, ведет к казни на кресте. Таким образом, праздник символизирует с одной стороны признание миссии Иисуса Христа, а с другой — прообраз входа Сына Человеческого в Рай. 

В северных странах (в том числе и в России) вместо пальмовых ветвей в этот день используются ветви вербы (отсюда и традиционное русское название) — в основном потому, что верба первой цветет весной, когда празднуется Вход Господень в Иерусалим. После Пасхи освященные ветви сжигаются, и пепел используется во время обрядов на Пепельную Среду.

 

Апрель

01 – Великий четверг (Страстной четверг, Чистый четверг)

Великий четверг — четверг Страстной недели, первый день Пасхальных торжеств. В этот день вспоминается Тайная Вечеря и установление Иисусом Христом таинства Евхаристии.

«И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: примите, ядите: сие есть Тело Мое. И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все, ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов». (Евангелие от Матфея 26:26-27) 

Утром в кафедральных соборах епископами служится особая месса освящения мира. Священники во время этой мессы обновляют обеты, принесенные ими при рукоположении. 

Вечером служится месса воспоминания Тайной Вечери, во время которой священники проводят обряд омовения ног прихожанам. 

«Потом (Иисус) влил воды в умывальницу и начал умывать ноги ученикам и отирать полотенцем, которым был препоясан. Подходит к Симону Петру, и тот говорит Ему: «Господи! Тебе ли умывать мои ноги?» Иисус сказал ему в ответ: «Что Я делаю, теперь ты не знаешь, а уразумеешь после». (Евангелие от Иоанна 13:5-7) 

После Великого четверга освящение Хлеба и Вина не совершается вплоть до Навечерия Пасхи. Для причастия используются Святые Дары, освященные в Великий четверг.

  

02 – Страстная пятница (Великая пятница)

Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию о смерти на кресте Иисуса Христа, снятию с креста Его тела и погребению Его. 

Казнь распятия на кресте была самой позорной, самой мучительной и самой жестокой. Такой смертью казнили в те времена только самых отъявленных злодеев: разбойников, убийц, мятежников и преступных рабов.

По еврейскому закону, повешенный на реве считался проклятым. Начальники иудейские хотели навеки опозорить Иисуса Христа, присудивши Его к такой смерти.

Во время казни Иисус молился за Своих мучителей, говоря: «Отче! прости им, потому что они не знают, что делают». 

И тогда на Голгофе произошло великое знамение. Солнце померкло и наступила на всей земле ночь, продолжалось так до самой смерти Спасителя.

Впоследствии эта необычайная, всемирная тьма была отмечена многими языческими писателями-историками.

 

04 – День святого Исидора (покровителя Интернета)

Католический Cвятой Исидор Севильский, епископ Севильский (560-636), получил известность не только благодаря своему благочестию, но и благодаря своей любви к наукам. Он автор одной из первых книг по этимологии, первым представил работы Аристотеля в Испании, был реформатором и человеком широких взглядов. 

Святой Исидор считается покровителем учеников и студентов, а в 1999 году папа Иоанн Павел II официально назвал святого Исидора покровителем пользователей компьютеров и Интернета. 

Исидор Севильский является автором 20-томного труда «Этимология», первой в мире энциклопедии. В ней, с целью объяснения смысла и происхождения слов, собран огромный материал, охватывающий всю сумму знаний эпохи. Католическая церковь избрала его покровителем Интернета, основываясь, прежде всего на том, что Всемирная сеть — это огромная сокровищница человеческого знания.

 

04 – Пасха Христова, Светлое Христово Воскресение

Пасха (с греч. «прехождение», «избавление») - светлое Христово воскресение. 

Пасха - главное событие года для православных христиан. В день Пасхи мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. 

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры.
На Пасху мы провозглашаем: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!" 

Событие Воскресения Христова - величайший христианский праздник. Пасха -это есть праздников Праздник и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом. Праздник этот называется Пасхой, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти - к жизни и от земли - к Небу. 

Пасха каждый год совершается в разные числа месяца, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.

 

05 – Пасхальный понедельник

Пасхальный понедельник празднуется в память о первом дне после воскресения Христа. В Библии повествуется, что, воскреснув, Христос неузнанным явился двум своим опечаленным ученикам, разделил с ними путь в селение Эммаус, неподалеку от Иерусалима, и ужин. 

«...Взяв хлеб, благословил, преломил и подал им. Тогда открылись у них глаза, и они узнали Его. Но Он стал невидим для них. И они сказали друг другу: не горело ли в нас сердце наше, когда Он говорил нам на дороге и когда изъяснял нам Писание? 

И, встав в тот же час, возвратились в Иерусалим и нашли вместе одиннадцать Апостолов и бывших с ними, которые говорили, что Господь истинно воскрес и явился Симону. И они рассказывали о происшедшем на пути, и как Он был узнан ими в преломлении хлеба. Когда они говорили о сем, Сам Иисус стал посреди них и сказал им: мир вам».

 

25 – День евангелиста Марка

Святой евангелист Марк – один из 70 апостолов. Ученик святого апостола Петра. Святой Петр посылал Марка проповедовать Евангелие в разных городах и странах.

Последние апостольские подвиги Марка принадлежали Александрии, где и принял он мученическую смерть. 

Недалеко от морского берега построил святой Марк первую христианскую церковь. Египтяне, опасаясь умножения христиан, решились умертвить евангелиста. Они избрали для этого злодейства праздник языческого бога Сераписа. Язычники вторглись в церковь во время богослужения, вывели оттуда святого и, обвязав ему шею веревкой, с криками и ударами потащили по городским улицам. К вечеру святого апостола посадили в темницу. Ночью явился ему ангел и сказал, что имя его будет вписано в книгу жизни с именами других апостолов, и память его сохранится на земле. Сам Спаситель явился святому Марку и сказал ему: «Мир тебе, евангелист Мой!». К вечеру следующего дня Марк отошел к Господу.  

Апостол Марк традиционно изображается со львом, потому что свое Евангелие начинает с проповеди св. Иоанна Крестителя, подобной голосу льва в пустыни.

 

Май

13 – Вознесение Господне

Вознесение Господне - переходящий праздник в память вознесения Христа на небеса, совершившегося, по преданию, на Масличной горе близ Вифании. Дата его передвигается в пределах мая - начала июня и приходится на сороковой день после Пасхи.  

В Римской литургии Вознесение относится к числу великих праздников и отмечается всенощным богослужением. С этим праздником связано несколько особых обрядов, включающих благословение бобов и винограда во время мессы, тушение пасхальной свечи, торжественные процессии. 

Для наглядного представления народу самого события Вознесения Христова на небо в некоторых римско-католических церквах совершается поднятие статуи Христа до самого потолка храма, сопровождаемое разными церемониями и песнопениями.

 

23 – День Святого Духа (Пятидесятница)

Пятидесятница, т.е. пятидесятый день после праздника Пасхи - был одним из трех великих ветхозаветных праздников. День символизировал принятие Синайского законодательства при пророке Моисее, когда за полторы тысячи лет до Рождества Христова у подножья Синайской горы еврейский народ, освобожденный из Египта, вступил в союз с Богом. 

Евреи обещались Богу в послушании, а Господь обещал им Свое благоволение. По времени года праздник Пятидесятницы совпадал с окончанием жатвы и поэтому встречался с особенной радостью. Многие евреи, рассеянные по разным странам обширной Римской империи, старались к этому празднику прибыть в Иерусалим и совершить паломничество.

Праздник Святой Троицы установлен апостолами. После дня сошествия Святого Духа они начали ежегодно праздновать День Пятидесятницы и заповедали вспоминать это событие всем христианам.

Ко всенощной службе этого дня обычно приурочивались массовые крещения. Этот обычай до сих пор сохраняется применительно к принимающим крещение взрослым в Римско-католической церкви, в литургии которой этот праздник по своему значению приравнивается к Пасхе. Знаменитая «Золотая секвенция», «Гряди, Святой дух» («Veni Sancte Spiritus»), гимн, который традиционно исполняется во время праздничной мессы Пятидесятницы.

 

30 – Троица

Начиная с 14-го века праздником Троицы в Католической Церкви, стало называться первое воскресенье после Пятидесятницы. 

Троица в христианских представлениях - Бог, сущность которого едина, но Его бытие есть личностное отношение трех ипостасей: Отца - безначального Первоначала, Сына - абсолютного Смысла, воплотившегося в Иисусе Христе, и Духа Святого - животворящего Начала. 

По католической доктрине, Третья ипостась исходит от Первой и Второй (по православной - от первой).

 

30 – День святого Фердинанда Кастильского

Святой Фердинанд III (1198-1252), король Кастильский был причислен к лику святых папой Климентом Х в 1671 году. И сразу стал весьма популярным у религиозных чиновников и заключенных. А все из-за своих организаторских способностей. Мало того, что он был успешным администратором, говорят, он чаще других правителей на земле прощал подчиненных, организовывавших против него заговоры. В довершении всего он был счастливым отцом девяти сыновей и пяти дочерей, а потому давно считается еще и покровителем многодетных семей.

При жизни Фердинанд объединил два христианских королевства (Кастилию и Леон), освободил от захватчиков почти всю Андалузию, отвоевав Кордову в 1236 г., а затем и Севилью, основал университет в Саламанке. Его похоронили, как он завещал, в одеянии францисканца-терциария (он принял соответствующие обеты за много лет до смерти и соблюдал их). 

Королей на редкость мало среди прославленных Церковью святых. Народ почитал его святым более четырех столетий, пока его, наконец, не решились канонизировать. Останки его покоятся в Севильском соборе.