Православие. Весенние праздники

Март

 

05 – Козельщанская икона Божией Матери

Козельщанская икона Божией Матери принадлежит к числу наиболее почитаемых. 
Икона была привезена в Россию из Италии одной из придворных императрицы Елизаветы Петровны (1741 - 1761), а когда та вышла замуж за писаря Запорожского войска, икона попала на Украину. В XIX в. она принадлежала роду Капнистов и находилась в селе Козельщине Полтавской губернии.

О чудотворной силе иконы узнали после того, как чудесным образом исцелилась дочь помещика Капниста Мария. Все местные доктора в голос заявили, что бессильны перед болезнью, мать Марии повезла ее в Москву – показать заграничному профессору. Но перед тем как отправиться в дорогу, попросила дочь помолиться иконе Божией Матери. Обычай гласил: чтобы желание исполнилось, молящийся должен был чистить ризу на иконе, протирая ее ватой или полотенцем. 

Усердная, пламенная молитва больной девочки была услышана. Радостное событие сделалось скоро известным в окрестных селах. Мать поехала в Москву с выздоровевшей дочерью и взяла с собой святой образ Божией Матери. Позже  от иконы произошло еще несколько исцелений.

 

15 – Чудотворная икона Божией Матери Державная

Однажды во сне крестьянке Евдокии Адриановой явился образ Пресвятой Богородицы, призывающий ее найти большую черную икону. Дабы люди могли на нее молиться.

Спустя несколько дней также во сне она Евдокия увидела прекрасную белую церковь. Впоследствии это оказался храм Вознесения Господня. В результате усердных поисков, предпринятых вместе с настоятелем храма, в церковном подвале была найдена большая темная икона Божией Матери — это и был явленный Евдокии образ.

Икона сразу же стала считаться целительной. С нее делали многочисленные списки, ее приглашали для совершения молебнов во все окрестные села, во многие обители, храмы, на заводы и фабрики по всей Москве. 

27 июля 1990 года по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, икону торжественно перенесли в Коломенское, в Казанскую церковь. С тех пор перед чудотворной иконой Божией Матери «Державная» по воскресным дням совершается чтение акафиста, составленного при участии святителя Тихона.

 

25 – Страстная седмица

Страстная седмица посвящена последним дней земной жизни Спасителя, Его страданиям на Кресте, смерти и погребению. Эти священные дни воспринимаются верующими как Божественный праздник, озаренный радостным сознанием полученного спасения через страдания и смерть Спасителя. В это время не совершаются ни памяти святых, ни поминовения усопших, ни молебные пения.

С апостольских времен дни Страстной седмицы были в глубоком почитании у христиан. Верующие проводили Страстную седмицу в строжайшем воздержании, усердной молитве, в подвигах добродетели и милосердия.

Первые три дня Церковь подготовляет верующих к достойному созерцанию и сердечному соучастию в Крестных страданиях Спасителя. В Великий понедельник – принято вспоминать Иосифа Прекрасного, прообразовавшего страдания Спасителя. В Великий вторник - обличение Господом книжников и фарисеев, о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и о талантах. В Великую среду - жена-грешница, омывшая слезами и помазавшая драгоценным миром ноги Спасителя, и этим приготовившая Христа к погребению. В Великую среду на литургии Преждеосвященных Даров - произносится молитва преподобного Ефрема Сирина с тремя великими поклонами. В четверг – вспоминаются евангельские события, совершившиеся в этот день: Тайная вечеря, умовение Господом ног ученикам Своим в знак глубочайшего смирения и любви к ним, молитва Спасителя в саду Гефсиманском и предательство Иуды. 

День Великого пятка - осуждение на смерть, Крестные страдания и смерть Спасителя. В Великую субботу - погребение Иисуса Христа, пребывание Его тела во гробе, сошествие душою во ад для возвещения там победы над смертью и избавления душ, с верою ожидавших.

 

26 – Явление иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный Источник»

В V-м веке в Константинополе, близ так называемых «Золотых ворот», находилась роща, посвященная Пресвятой Богородице. В роще был источник, с давних пор прославленный чудесами. Постепенно это место заросло кустарником, а воду затянуло тиной. 

По воле императора Маркелла (457-473) над источником был построен храм в честь Пресвятой Богородицы. Родник стал называться «Живоносным источником», так как в нем проявилась чудодействующая благодать Божией Матери.

В XV столетии известный храм «Живоносного источника» был разрушен мусульманами. Только при султане Махмуде православные получили возможность вновь воздвигнуть там храм. В 1835 году с великим торжеством Патриарх Константин в сослужении 20 архиереев и при большом количестве богомольцев освятил храм; при храме устроили больницу и богадельню. Ежегодно в пятницу Светлой седмицы Православная Церковь празднует обновление константинопольского храма в честь Живоносного источника. По уставу в этот день совершается чин водоосвящения с пасхальным крестным ходом.

  

28 – Вход Господень в Иерусалим (Вербное Воскресенье)

Торжественный вход Иисуса в Иерусалим был вступлением Его на путь крестных страданий. 

У евреев был обычай: цари и победители въезжали в Иерусалим на конях или ослах.  Исполняя пророчества Ветхого Завета, Христос именно таким торжественным образом пожаловал в Святой город. Но не как Царь земной или победитель в войне, а как Царь небесный, как Победитель греха и смерти. Еврейский же народ, находившийся под римским игом, ожидал Мессию как политического освободителя. 

Один Христос знал, что вместо земного царства Он приносит человеку Царство Небесное, вместо избавления от земного рабства Он освобождает человека от рабства гораздо худшего - от рабства греху.

Этот праздник на Руси давно называется Вербным воскресением. Название это происходит от того, что на этот праздник верующие приходят с ветками ивовых растений - вербы, ивы, ветлы или других деревьев, которые первыми распускаются весной, в ознаменование тех ветвей, которые резали иудеи, встречавшие Иисуса во Иерусалиме. 

 

29 – Поминальная суббота

По причине того, что в седмичные дни Великого поста заупокойных поминовений не совершается, Церковью назначены родительские субботы.

Родительские субботы 2-й, 3-й и 4-й недель святой Четыредесятницы.

В дни Великого поста Церковь призывает верующих быть в любви и мире не только с живыми, но и с умершими. Совершать в назначенные дни молитвенные поминовения. 


Апрель

 

02 – Великая Пятница. Воспоминание Святых спасительных Страсте

Служба в Великую Пятницу посвящена воспоминанию о крестной смерти Спасителя, снятию Его тела с Креста и погребению Его. 

На утрени в Великий Четверг посреди храма читаются двенадцать Евангельских чтений, избранных из всех четырех Евангелистов, повествующих о страданиях Христа.

Во время чтения Евангелия верующие стоят с зажженными свечами, показывая этим с одной стороны то, что слава и величие не оставили Господа и во время Его страданий, а с другой стороны — горячую любовь к своему Спасителю. 

Вечерня совершается в третьем часу дня, в час смерти Иисуса Христа на Кресте. Она посвящена воспоминанию о снятии с Креста тела Христова и погребения Его.

Это день строгого поста, когда ничего нельзя есть.

 

04 – Пасха Христова, Светлое Христово Воскресение

Пасха («прехождение», «избавление») или Воскресение Христово - главное событие года для православных христиан. В день Пасхи мы торжествуем избавление через Христа Спасителя всего человечества от рабства диаволу и дарование нам жизни и вечного блаженства. Воскресение Господа Иисуса - первая действительная победа жизни над смертью. Поэтому на Пасху мы провозглашаем: "Христос Воскресе! Воистину Воскресе!".

Событие Воскресения Христова - величайший христианский праздник. Это праздник праздников и Торжество из торжеств, знамение победы над грехом и смертью и начало бытия мира, искупленного и освященного Господом Иисусом Христом.

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она - торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью. 

 

07 – Благовещение Пресвятой Богородицы

В 560 году император Иустиниан указал дату празднования Благовещения – 25 марта (7 апреля по новому стилю). 

Название праздника – Благовещение или Начало искупления – передает главный смысл его: возвещение Деве Марии благой вести о зачатии и о рождении Богомладенца Христа.  

С Благовещением в народе связаны некоторые старинные обычаи. Говорят, что в Благовещение «птица гнезда не вьет, девица косы не плетет», т.е. всякая работа - грех.

 

13 – Радоница

Радоница или Радуница - отмечается через день после Фоминой недели. Это первое после праздника Пасхи поминовение умерших, установленное Православной Церковью.

В этот день христиане словно бы делятся пасхальной радостью о воскресении Спасителя с членами Церкви, уже оставившими этот мир. По свидетельству святителя Иоанна Златоуста (IV в.), этот праздник отмечался на христианских кладбищах уже в древности.  

На Радоницу существует обычай празднования Пасхи на могилах усопших. Приносятся крашеные яйца и другие пасхальные яства, затем совершается поминальная трапеза. Часть приготовленного отдается нищей братии на помин души. Такое общение с усопшими, выраженное через простые бытовые действия, отражает веру в то, что они и после смерти не перестают быть членами Церкви Того Бога, Который «не есть Бог мертвых, но живых».

 

18 – День святых жен-мироносиц

Мироносицы - это женщины, кто по любви к Спасителю принимали Его в своих домах, а позже последовали за Ним к месту распятия на Голгофу. Они были свидетельницами крестных страданий Христа. Они первыми узнали, что Христос воскрес. И первой, кому после своей крестной смерти явился Спаситель, была Мария Магдалина.  

Святая Церковь чтит в лике святых многих христианских жен. Их образы мы видим на иконах – святые мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София, святая преподобная Мария Египетская и многие-многие другие святые мученицы и исповедницы.

Каждая женщина земли является мироносицей по жизни – несёт мир миру, своей семье, домашнему очагу. Она рождает детей, является опорой мужу. Православие возвеличивает женщину-мать, женщину всех сословий и народностей. Поэтому Неделя жен-мироносиц – это праздник каждой православной христианки – православный Женский день.

Май

02 – Блаженная Матрона Московская

Блаженная Матрона Московская – одна из наиболее почитаемых москвичами святых. Ежедневно сотни паломников приходят в московский Покровский монастырь, чтобы поклониться ее святым мощам и попросить помощи в разных бедах и нуждах.

Матрона Дмитриевна Никонова родилась 9 ноября 1881 года в Тульской губернии в многодетной крестьянской семье. Слепая от рождения, она с младенческих лет получила от Бога дарование духовного зрения, проникновения в тайны Промысла Божия. К ней рано стали обращаться за советом - сначала местные жители, а затем и приезжие из других мест.  

Разделяя людские скорби, святая так уставала, что к концу дня не могла даже говорить. Каждый ее день - поток печалей людских. Слепая, парализованная и бездомная, она была настоящей подвижницей.

Преследуемая безбожниками, она была вынуждена постоянно менять место жительства, находя приют в домах верующих. Нескончаемым потоком шли к ней люди, жаждавшие духовного врачевания, наставления, молитвенной помощи. 

Свою кончину святая Матрона предвидела заранее.

 

02 – День поминовения усопших воинов

Православные воины, которые, исполнив свой священный долг перед Отчизной и народом, положили душу свою на поле брани, с особенной любовью чтятся православными людьми и Церковью.

Архиерейский собор Русской Православной Церкви установил служить в День Победы особенное ежегодное поминовение воинов, отдавших свою жизнь за веру, Отечество и народ, а также всех мученически погибших во время Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Традиционно в этот день совершаются также молебны о здравии ветеранов Великой Отечественной. 

История показывает, что отечественные Вооруженные Силы невозможно представить без Православия. На протяжении веков вера отцов укрепляла боевой дух воина, помогала преодолевать трудности и лишения воинской службы, звала на подвиги во имя родной земли.

 

06 – День великомученика Георгия Победоносца

На Руси почитание великомученика Георгия Победоносца приобрело особое значение. Его образ на коне и поражающего змия запечатлен на гербе Русского государства. 

Особое почитание святого на Руси ввел Ярослав Мудрый. В 1036 г. после победы над печенегами, он основал в Киеве монастырь св. Георгия. На освящение храма 26 ноября князь повелел по всей Руси «творите праздник» св. Георгия ежегодно. 

Освящение Георгиевского храма – один из первых древнерусских православных праздников. Со времен Димитрия Донского, после Куликовской битвы св. Георгий считается покровителем Москвы.

 

13 – Вознесение Господне

Название праздника отражает суть события - Вознесение на Небо Иисуса Христа, завершение Его земного служения. Этот праздник празднуется всегда в 40-й день после Пасхи, в четверг 6-й пасхальной недели.

О событии Вознесения подробно рассказывают нам евангелисты Марк и Лука в книге Деяний Святых Апостолов. 

Праздник Вознесения - это праздник Неба. Открытия человеку Неба как нового и вечного дома, Неба как подлинной родины. Небо - это Царство Божие, царство вечной жизни, царство истины, добра и красоты.

 

21 – День Иоанна Богослова (покровителя авторов, редакторов и издателей)

21 мая Православная Церковь отмечает День апостола и евангелиста Иоанна Богослова. 

Апостол Иоанн Богослов - возлюбленный ученик Иисуса Христа. Автор «Откровения Иоанна Богослова».

Кроме писателей, редакторов, издателей, книгопечатников своим покровителем его считают книгопродавцы и работники бумажной промышленности. 

Считается, что молитва, вознесенная святому апостолу, спасает от отравления, ведь и сам Иоанн, вызванный в Рим императором Домицианом, принял яд, который на него не подействовал. 

 

22 – День святого Николая

В отличие от православного календаря, народный календарь различает два дня, посвященных Николаю Угоднику: Никола зимний - 19 декабря, и Никола весенний (летний) - 22 мая. Помимо посвященных ему особых праздников память святителя Никола Чудотворца Церковь отмечает каждый четверг. Часто поминается св. Николай на богослужениях и в другие дни недели. 

По свидетельству летописца Нестора, первый храм на Руси - в Киеве, поставленный IX ст. на могиле убитого князя Аскольда, был воздвигнут в честь святителя Николая Чудотворца.

По молитвам Николая Чудотворца происходили чудесные исцеления и даже воскрешения из мертвых, стихали бури на море, а ветер нес корабль туда, куда было нужно святителю. Церковь знает также множество случаев, когда чудесами оборачивались молитвенные обращения к нему верующих и после его кончины.

 

23 – Троица (День Святой Троицы, Пятидесятница)

После вознесения Иисуса Христа наступил десятый день - пятидесятый день после Воскресения Христова.

Сразу после Божественной литургии, совершается вечерня в воспоминание сошествия на святых апостолов Духа Утешителя. Во время этого богослужения читаются коленопреклоненные молитвы, о ниспослании и нам Духа Святого, Духа премудрости, Духа разума и страха Божия.

Православные христиане в этот день украшают дома и храмы зелеными веточками, цветами. Обычай этот идет еще от Ветхозаветной Церкви, когда в Пятидесятницу дома и синагоги украшались зеленью. 

24 – День святых равноапостольных Кирилла и Мефодия

Святые равноапостольные первоучители и просветители славянские, братья Кирилл и Мефодий происходили из знатной и благочестивой семьи, жившей в греческом городе Солуни. Святой Мефодий был старшим из семи братьев, святой Константин (в монашестве Кирилл) — самым младшим.

Святой Мефодий в течение десяти лет был в военном звании и правил одним из подчиненных Византийской империи славянских княжеств. Это дало ему возможность научиться славянскому языку. После принимает монашество. Святой Константин за время учебы в совершенстве постиг все науки своего времени и многие языки. Святой Константин принимает сан иерея и становится хранителем патриаршей библиотеки при храме Святой Софии, а вскоре учителем философии в высшей Константинопольской школе.

В 863 Кирилл вместе с братом Мефодием и своими учениками Гораздом, Климентом, Саввой, Наумом и Ангеляром составляют славянскую азбуку. А также переводят на славянский язык книги, без которых не могло совершаться Богослужение - Евангелие, Апостол, Псалтирь и избранные службы. 

Торжественное празднование памяти святых первосвятителей равноапостольных Кирилла и Мефодия было установлено в Русской Церкви в 1863 году.