Иудейский обряд погребения

Еврейская традиция рассматривает проводы усопших как одну из важнейших заповедей, плоды исполнения которой человек вкушает как в этом мире, так и в грядущем. Поэтому члены еврейской похоронной службы – Хевра Кадиша, всегда пользовались большим почетом и уважением.

Членами ритуальной службы обязательно должны быть евреем. Желательно, чтобы они соблюдали заповеди. Должно быть не менее двух членов Хевра Кадиша – для мужчин и для женщин. Обряд от смерти до закрывания гроба для мужчин выполняют мужчины, для женщин – женщины.

Этапы:

1.Гесиса или агония.

Если больной еще находиться в сознании, члену Хевра Кадиша следует подождать в прихожей, дабы не испугать отходящего. Но если сознание отсутствует, входят в комнату пребывания больного, чтобы наблюдать выражение его лица. Сразу же по наступлению агонии у больного организуется постоянное дежурство членов Хевра Кадиша. Запрещается оставлять больного в одиночестве – как в дневное, так и в ночное время.

Особенности:

  • недопустимо прикасаться к отходящему, к его постельному белью, а также передвигать умирающего с места на место;

  • во время агонии присутствующие должны воздержаться от посторонних разговоров и хранить глубокую тишину.

2. Шемот или имена

Если агония дошла до стадии, когда ожидают, что душа изыйдет из тела, то Габаю – чтецу молитв на иврите, необходимо проследить, чтобы все присутствующие приступили к произнесению священной молитвы "Шемот". После действа, дабы убедиться в наступившей смерти, Габай кладет несколько легких опушенных перьев под нос лежащего.

Особенности:

  • если умирающий - мужчина, то перед произнесением "Шемот" ему нужно прикрыть голову;

  • после смерти в течение пяти минут запрещено прикасаться к умершему.

3. Браха и Крия - благословление и разрыв одежды.

Убедившись в наступлении смерти, приступают к произнесению благословения. Присутствующие стоя разрывают на себе часть одежды. После этого умершему следует закрыть глаза. Те, кто не являются членами Хевра Кадиша, покидают помещение. Оставшиеся снимают с почившего украшения (кольца, браслеты и т.п.), приводят его в горизонтальное положение, раздевают до рубашки.  По правую сторону тела ему подсовывают свернутую в трубочку льняную простыню, с левой стороны протягивают так, чтобы покойник оказался уложенным на простыню, и заворачивают дальше, пока полностью не укутают его от изголовья до ступней. После этого открывают окно и ставят у изголовья свечу.

Особенности:

  • присутствующие при отходе души из тела должны разорвать по кромке свою нижнюю или верхнюю одежду;

  • свеча не должна погаснуть, чтобы освящать душе путь.

4. Поднятие тела.

Не ранее чем через двадцать минут после кончины тело поднимают с постели. При этом произносится текст Молитвы перед Очищением. После предварительной подготовки пола - укладки соломы и т.п. - умершего бережно опускают, при этом желательно выбрать место у хорошо проветриваемого, но не солнечного окна. Голове покойного придают слегка приподнятое положение, вытягивают ноги и возлагают руки с выпрямленными пальцами.

Особенности:

  • во время пребывания умершего в комнате следует закрыть все имеющиеся зеркала;

  • умершего нельзя оставлять в комнате одного - с ним должен находиться охранник (шомер), а в случае с женщиной - охранница (шомерет).

5. Перевозка тела.

Если умерший должен быть перевезен в морг, то по распоряжению Габая его укладывают в гроб (с покойницей эту роль выполняют женщины, знающие традицию - "Нашим Цидконийот"), после чего тело отправляют на кладбище. По прибытии на кладбище члены Хевра Кадиша переносят гроб на носилках в морг. Тело покойного перемещают в катафалке.

Особенности:

  • необходимо пометить изголовье гроба буквой "рейш", чтобы перевозка тела  в морг могла быть осуществлена правильно, т. е. вперед ногами;

  • желательно поместить покойного как можно ближе к месту его очищения (тагара).

6. Тагара или очищение.

Недопустимо присутствие лиц, не принадлежащих к Хевра Кадиша. Для очищения необходимо: теплая вода, холодная вода (не менее 20-ти литров, т.е. 9 кавов - главная часть очищения "Икар га-Тага-ра"), а также сосуды, льняные полотна, носовые платки, вата и другие.

Одеяние для покойного - тахрихин - должен быть сделан из белого хлопчатобумажного (не шерстяного) материала, прошит льняными нитками. Шапка, похожая на высокую ермолку, должна быть двухслойной, чтобы ею можно было прикрывать лицо умершего. Как на тахрихин, так и на талит не должно быть украшений, ничего металлического - золото, серебро, вензеля, значки, а также пуговицы и кнопки - нельзя давать мертвому с собой. Умерший укладывается на простыне на стол очищения, затем его покрывают чистой простыней, убирая использованную, и произносят соответствующую молитву. После этого начинается омовение: в порядке старшинства присутствующие обливают тело тепловатой водой с головы вниз. Ковши не должны в это время передаваться из рук в руки, после использования их следует ставить на место. Затем тело очищается при помощи платков. Очистив верхнюю часть тела, переворачивают его на левую сторону и очищают правый бок и половину спины, то же самое повторяют с левым боком. После этого, предварительно вылив всю воду от омовения, начинают основную часть очищения "Икар га-Тага-ра". Наполняют два котла чистой водой (в совокупности не менее 20 литров), ставят их слева и справа от изголовья. Далее члены Хевра Кадиша берут чистую простыню и поднимают ее над умершим - развернутой за четыре конца, глядя в сторону, в то время как Габай удаляет влажную простыню, покрывающую покойного. 

Двое старшин, соответственно слева и справа, берут наполненные котлы и по очереди (сначала стоящий справа, а затем слева) опустошают их от головы покойника через весь корпус, причем второй принимается за обливание раньше, чем опустеет котел первого. Таким образом, 9 кавов воды оказываются вылитыми разом, без перерыва. Во время обливания присутствующие произносят соответствующую молитву, а в конце восклицают: "Тагор, тагор, тагор!". После того как стекла вся вода, на тело умершего кладут развернутую чистую простыню и вытирают его всеми чистыми платками.

Особенности:

  • если тело находится в таком состоянии, что очищение невозможно, то его заворачивают в простыню, укладывают в гроб. Одежда не надевается, а складывается по порядку рядом. По возможности необходимо надеть хотя бы шапку и носки;

  • членам Хевра Кадиша, находящимся в кровном родстве с покойным, следует воздержаться от участия в процессе очищения.

7. Галбаша или облачение умершего.

После осушения стола очищения производят облачение. Габай надевает шапку (мицнефет) и руководит всей процедурой, уполномочивая в порядке старшинства членов Хевра Кадиша попарно, сменяясь, выполнять различные элементы облачения: надевание брюк, рубашки, савана, перчаток и пояса. Саван и рубашка должны быть распрямлены.

Для женщин необходимо соблюсти следующую последовательность: сначала надевают рубашку, которая завязывается в форме буквы «шин» на шее и рукавах, затем саван, завязки на плечах которого оборачиваются вокруг рук таким образом, чтобы большой палец мог пройти через разрез, находящийся в конце завязки. Гладко зачесывают волосы, высоко подвязывают их льняной лентой с завязкой в форме буквы «шин» и надевают шапку с такой же формой завязки. Таким образом, все завязки одеяний покойного или покойной делаются в этом виде.

Что касается талита, то есть обычай хоронить мужчин непосредственно в нем, в будни при этом надорвав цицит после надевания талита на покойного. По другим же обычаям, тело покрывают талитом лишь после опускания в могилу. Мужчину, если он надевал при жизни талит, покрывают некошерным талитом. Женщину накрывают белой простыней.

Особенности:

  • шаль и вуаль кладутся в гроб заранее;

  • погибшего или убитого хоронят не в тахрихин, а в той одежде, в которой он встретил смерть.

8. Положение в гроб.

Перед положением в гроб имеющаяся в наличии стружка располагается так, чтобы голова оказалась на возвышении. В угол гроба укладывают простыню, а затем талит и, перенося тело в гроб, одновременно заворачивают его в талит. Цицит кладут покойному в каждую руку и заворачивают его в простыню, накрывая сначала левую, затем правую сторону и, наконец, верхнюю часть. Гроб накрывается крышкой, покрывается черным полотном и ставится ногами к выходной двери. Читают молитву «Левайя», Псалмы 23,16.

Особенности:

  • белье, одежда, платки и другие вещи, каким-либо образом запачканные кровью, кладут на дно пустого гроба и погребают вместе с покойным. Все, что было отрезано или отпало от тела, также кладут на дно гроба и погребают вместе с покойным;

  • при закрытии гроба крышкой важно, чтобы у изголовья он оставался приоткрытым.

9. Крия или разрыв одежды.

Если разрыв одежды не был совершен дома, он производится в траурном зале. К числу обязанных надорвать одежды относятся семь родственников: отец, мать, сын, дочь, жена, сестра и брат. Когда умирает кто-либо из этих родственников, разрыв одежды производят на величину 1 тефах (10 см). При похоронах родителей надрывают по левую сторону от сердца, остальных родственников - справа, причем не нижнюю, а верхнюю рубашку. Женщине следует прикрыть место надрыва.

Процедуру разрыва одежды совершают стоя, склонившись над открытым гробом. В это время произносят благословение (для родственников, которые не произносили это благословение раньше). Если хотят попросить прощения (мехила), это делается лишь после процедуры разрыва одежды.

Особенности:

  • при погребении родителей ткань надрывают руками, в случае же с другими родственниками можно использовать различные инструменты;

  • одежды, разорванные по случаю смерти родителей, принято носить всю следующую неделю. Если же есть необходимость сменить наряд в течение этого времени, его также необходимо надорвать.

10. Левайя или проводы из дома.

В случае если умерший не был перевезен в морг, то проводы - очищение, одевание и надрыв одежды проходят в доме покойного в вышеизложенном порядке. Члены Хевра Кадиша под руководством Габая проводят все по описанной процедуре, полностью закрывая гроб. Затем гроб устанавливают в катафалк.

Особенности:

  • при движении катафалка важно, чтобы ноги покойного были направлены вперед.

11.Проводы из траурного зала. Похороны.

Готовясь к похоронам, следует проверить:

1) размер могилы;

2) наличие треугольной прорези на левой стороне нижней части гроба;

3) наполнение землей мешочка из открытой могилы, который кладется Габаем под голову покойного;

4) осыпание умершего землей Страны Израиля;

5) покрытие рта и глаз глиняными черепками, после чего надевается на голову шапка.

Габай поручает присутствующим поочередно, в порядке старшинства, завинчивать гроб и следить за тем, чтобы он оставался покрытым черным покрывалом и был готов к выносу. Отверткой работают так, чтобы она не передавалась из рук в руки.

 Вынос производят члены Хевра Кадиша. Если производят прощание, то гроб помещается перед ораторским местом, ногами по направлению к выходу. После этого читаются тексты молитв. Затем гроб, не разворачивая, несут на плечах прямо до могилы. На приготовленных веревках он опускается в могилу так, чтобы ноги лежали на восток, а голова на запад. При этом читается соответствующая молитва.

Особенности:

  • женщинам во время похорон и проводов запрещается находится в одном зале с мужчинами, их помещают во внутренний траурный зал;

  • первыми осыпают могилу землей сыновья и другие родственники покойного, затем раввины и далее члены Хевра Кадиша с остальными присутствующими.

12. Кадиш или поминальная молитва.

Все скорбящие направляются в траурный зал.  Затем чтобы вместе с участниками похорон присутствовать при произнесении заключительной поминальной молитвы - Кадиш. В дни, когда опускается Таханун, произносят Кадиш Ятом.

Особенности:

  • перед тем как пройти в траурный зал необходимо предварительно снять кожаную обувь.