Мусульманский обряд погребения 

По вероучению Ислама, все сущее в мире создано Аллахом, все предопределено Им и происходит по Его воле. Вся жизнь мусульманина от рождения и до смерти определяется Шариатом – систематизированным сводом законов.

Шариатом предлагается целая система правил по переселению мусульманина в загробный мир. Шариат требует, чтобы мусульманин еще в земной жизни готовился к загробному миру. Аллах Всевышний сказал о Коране, что, прежде всего, ни одному человеку Он не давал вечной жизни (Коран, 21:36). Каждый человек вкусит смерть. Каждая душа вкусит смерть, затем она (душа) будет возвращена к Богу (Коран, 29:56).

Над мусульманином, уже находящимся при смерти, совершаются особые обряды. Погребальные обряды сложны, поэтому осуществляются под руководством духовных лиц и сопровождаются особыми погребальными молитвами.

Строгое соблюдение погребальных обрядов – долг каждого мусульманина.

Этапы:

1.  Предварительный этап.

Прежде всего, умирающего (будь-то мужчина или женщина, взрослый или ребенок) необходимо положить на спину таким образом, чтобы ступни его ног были обращены в сторону Мекки. Если это невозможно, то следует положить его на правый или левый бок лицом к Мекке. Умирающему, так, чтобы он слышал, читают молитву «Калимат-шахадат» («Нет бога кроме Аллаха, Мухаммад Посланник Аллаха»).

Последний долг перед умирающим человеком – это дать ему глоток холодной воды, дабы облегчить предсмертные муки. Альтернативой может быть – сок граната. После смерти мусульманина, над ним совершается следующий обряд: подвязывают подбородок, закрывают глаза, выпрямляют руки и ноги, накрывают лицо. На живот покойного кладут тяжелый предмет (во избежание вздутия). В отдельных случаях производят «махрам-суви» — обмывание загрязненных частей тела.

Особенности:

  • давать священную воду Зам-Зам умирающему следует по каплям;

  • возле умирающего не принято вести слишком громкий разговор или плакать.

 

2.  Омовение (тахарат) и обмывание (гусул).

Над умершими мусульманами традиционно совершаются обряд омовения и обряд обмывания водой. Если покойник был облачен в ихрам (одежда паломника) и умер во время паломничества, не успев обойти вокруг Каабы, то его омывают и обмывают чистой водой без примеси кедрового порошка и камфары. Как правило, умершего омывают и обмывают три раза: водой, содержащей кедровый порошок; водой, смешанной с камфарой; чистой водой.

Покойника кладут на жесткое ложе таким образом, чтобы его лицо было обращено к Кыбле. Такое ложе всегда имеется при мечети и на кладбище. Окуривают помещение благовониями. Порядок омовения известен Гассалу (омывающему). Обмывание происходит следующим образом. Лицо покойного и его руки моются по локоть три раза. Смачиваются голова, уши, шея. Моются ноги по щиколотку. Голову и бороду моют с мылом, желательно теплой водой, содержащей кедровый порошок. Кладут покойного на левый бок – моют правый, и наоборот. Обязательно обмывать покойного только один раз, больше – излишне. Мокрое тело покойного вытирается полотенцем.

В омовении и обмывании покойника участвует не менее четырех  человек. Гассалом (омывающим) может быть близкий родственник. Остальные помогают поворачивать и поддерживать тело покойного в процессе обмывания.

Особенности:

  • в обязательном порядке ароматизируются благовониями лоб, ноздри, руки, ноги покойного;

  • мужчины не обмывают женщин, а женщины – мужчин. Исключение: если жена обмывает тело мужа и наоборот.

3.  Саван.

Шариат запрещает хоронить умершего в одежде. Он требует окутывать тело саваном. Саван изготавливается из белого полотна или ситца, состоит из трех частей (для мужчин):

  1. Лифофы – ткани, покрывающей покойного с головы до ног.

  2. Изоры – куска ткани для окутывания нижней части тела.

  3. Камчаса – рубахи до колен обыкновенной.

Для женщин саван состоит из пяти частей:

  1. Лифофы – ткани любого вида и хорошего сорта, покрывающей покойную с головы до ног.

  2. Изоры – куска ткани для окутывания нижней части тела.

  3. Камиса – рубахи, не имеющей воротника, с вырезом для головы.

  4. Хчморы – платка – для покрывания головы и волос женщины.

  5. Хирки – куска ткани для покрывания груди.

Для умерших младенцев и новорожденных достаточно только лифофы.

Для мальчиков, не достигших восьми или девяти лет, допускается окутывание в саван. Если умерший был состоятельным человеком и не оставил после себя долгов, то его тело обязательно покрывают тремя кусками ткани. Материя должна соответствовать материальному достатку того, кого хоронят. Если умерший был несостоятельным человеком, то обязательное условие – покрыть тканью все тело. Тело умершего можно покрывать использованной тканью, но лучше, если ткань новая.

Особенности:

  • желательно, чтобы саван для умершей жены готовил – муж, для умершего мужа – жена, дети или родственники покойного;

  • недопустимо покрывать тело умершего мужчины шелковой тканью.

4.  Окутывание.

Порядок окутывания для мужчин: перед окутыванием на ложе расстилается лифофа. Ее посыпают благоуханными травами, ароматизируют благовониями (розовое масло). Поверх лифофы расстилаю изор. Затем кладут покойного, одетого в камне. Руки укладываются вдоль тела. Покойного ароматизируют благовониями. Читают молитвы и прощаются с ним. Изором окутывают, начиная с левой стороны, затем – правую. Лифофу также заворачивают, начиная с левой стороны, затем правую, и завязывают узлы у головы, у пояса и у ног. Эти узлы развязываются при опускании тела в могилу.

Порядок окутывания для женщин идентичен мужскому. Однако разница в том, что перед надеванием камиса, груди покойной закрываются хиркой. Надевается камне, и волосы опускаются на него. Лицо покрывается платком – химором, подложенным под голову.

Особенности:

  • перед окутыванием борода и волосы не стригутся и не расчесываются.

5.  Погребальные носилки или тобут.

Тобут – носилки с раздвижной крышкой. Тобут обычно есть при мечети и на кладбище. На носилки традиционно стелют одеяло, на которое кладут покойного. Крышка тобута закрывается и покрывается материей.

Особенности:

  • по некоторым обычаям сверху кладется одежда покойного, чтобы молящиеся знали, кого хоронят – мужчину или женщину.

6.  Погребальная молитва или джаназ.

Особое значение придается погребальной молитве. Она совершается имамом мечети или лицом, его заменяющим. Тобут устанавливается перпендикулярно направлению Кыблы. Ближе всех к гробу стоит имам, за ним рядами стоят собравшиеся мусульмане. Отличие от обычных молитв состоит в том, что здесь не совершаются поясные и земные поклоны. Погребальная молитва состоит из четырех такбиров (Аллаху Акбар), а также приветствия (вправо и влево) и обращения к Всевышнему с просьбой о прощении грехов и милости к покойному. Перед началом молитвы имам трижды повторяет «Ас-Салат!», то есть «Приходите на молитву!». Перед молитвой имам обращается к собравшимся на молитву и к родственникам усопшего с вопросом, есть ли за усопшим долги, не выплаченные им при жизни, (или, наоборот, остался ли ему кто-то должен) или был в споре с ним и просит простить его или рассчитаться с родственниками.

Молитву читают, как правило, после омовения и окутывания умершего в саван.

Особенности:

  • без чтения молитвы над покойным похороны считаются недействительными;

  • если умер ребенок или новорожденный, имеющий жизненные признаки (крикнул, например, перед смертью), то молитва обязательна. Если ребенок родился мертвым, молитва нежелательна.

7.  Похороны.

Рекомендуется как можно скорее похоронить умершего на ближайшем кладбище. Когда умершего кладут на землю, голова его должна быть повернута в сторону Кыблы. В могилу тело опускается ногами вниз, а когда женщину опускают в могилу, над ней держат покрывало, чтобы мужчины не смотрели на ее саван, бросают в могилу горсть земли, говоря на арабском языке: «Инна лиляhи уа инна иляйхи раджиун», что в переводе означает: «Все мы принадлежим Богу и возвращаемся к Нему» (Сура «Аль-Бакара», 156). Затем могилу поливают водой, семь раз бросают на нее по горсти земли и читают молитву, в переводе означающую: «Из нее мы сотворили вас, и в нее возвращаем вас, и из нее изведем вас в другой раз».

Особенности:

  • мусульман не принято хоронить в гробу;

  • засыпанная землей могила должна возвышаться над уровнем земли на четыре пальца.

8.  Рецитации Корана во время похорон.

С погребальным обрядом связано чтение айятов из Корана. Согласно завету Пророка, читается сура «Аль-Мулк», которая сопровождается многочисленными просьбами - молитвами к Аллаху Всевышнему, чтобы Тот смилостивился над покойником. Они необходимы, так как в первый же день (ночь) в могиле появляются Ангелы Мункар и Накир, которые начинают допрос покойного, и молитвы должны способствовать облегчению его положения перед «подземным судом».

Особенности:

  • в молитвах, особенно после похорон, чаще всего упоминается имя умершего. О покойнике говорится только хорошее.

9.  Оплакивание умершего.

Плач по умершему Ислам не запрещает, но оплакивания заменяет заупокойной молитвой. Пророк сказал, что умерший мучается, когда его семья его оплакивает. По Шариату, если плачут мужчины, особенно молодые или среднего возраста, окружающие должны их упрекать, а плачущих детей и стариков следует нежно успокаивать. По Шариату, траур длится первые три дня.

Особенности:

  • строго запрещается громко оплакивать умершего;

  • Ислам запрещает профессию плакальщиков по мертвым, хотя вопреки этим запретам, во многим мусульманских странах все-таки были и есть профессиональные плакальщицы