Православный обряд погребения

 

Телесная смерть, что стала законом для каждого после падения прародителей, страшит нас своей неизвестностью. Люди умирают по-разному – одни в беспечности и нерадении, не думая о том, что их ожидает за гробом, другие – сознательно, с чувством величия приближающегося момента, используют те средства, которые Православная Церковь предлагает умирающему.

Обычно перед концом человек не в состоянии позаботиться о себе, поэтому долг всякого верующего – сделать все, чтобы переход в иной мир сложился для умирающего по-христиански.

Этапы:

1.    Отходная молитва – в минуты разлучения духа с телом на исход души читаются молитвословия.

С точки зрения Православной Церкви, при выходе из тела душа встречает Ангела-Хранителя, данного ей в крещении, и злобных духов – бесов. Облик бесов так ужасен, что при их виде душа мятется и трепещет. Есть два варианта исхода. При кончине мирной - канон читается «от лица человека, с душею разлучающегося и не могущего глаголити». При кончине мучительной, когда человек долго и тяжело умирает – можно прочесть другой канон «Чин, бываемый на разлучение души от тела, внегда человек долго страждет».

Особенности:

  • канон на исход души (отходная молитва) в отсутствие священника должны прочитать родные или близкие умирающего;

  • молитву в конце Отходной – завершающий молитвослов - должен читать только священник. При условии, если изначально Отходную читал мирянин, то конечную часть молитвы можно опустить;

  • оба канона (вышеизложенных) есть в полных православных молитвословах.

2.    Приготовление усопшего к погребению – омовение тела.

С точки зрения Православной Церкви, тело человека – освященный благодатию таинств, храм души. По слову святого апостола Павла: «Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему облечься в бессмертие» (1 Кор. 15, 53).  Поэтому уже с апостольских времен Церковь любовно заботиться об останках умерших братьев по вере. Образ погребения усопших дан в Евангелии, где описано погребение Господа нашего Иисуса Христа.

Омовение тела водой – прообразует будущее воскресение и предстояние пред Богом в чистоте и непорочности. При омовении следует читать Трисвятое: «Святый Боже, Святый Крепкий, Святый Безсмертный, помилуй нас» или просто «Господи, помилуй».

Особенности:

  • тело умершего мирянина нужно обмывать теплой водой  с мылом;

  • тело умершего архиерея и иерея водой не омывается, а обтирается губкой, пропитанной растительным Маслов;

  • по традиции омовение совершается одним из родственников почившего.

3.    Приготовление усопшего к погребению – облачение тела и положение в гроб.

С точки зрения Православной Церкви, «ужасны и отвратительны черты смерти повсюду, но мы одеваем их благолепным покровом, мы окружаем их торжественной тишиной молитвенного созерцания, мы поем над ними песнь…». К. П. Победоносцев.

Облачение тела – тело христианина одевают в новые чистые одежды светлых оттенков. На усопшем непременно должен быть нательный крест. Омытое и облаченное тело полагают на приготовленном столе лицом вверх, к востоку. Уста покойного должны быть сомкнуты, руки сложены на груди крестообразно (правая поверх левой) в знак веры в Распятого Христа. В руки влагают икону Спасителя или Распятие. Лоб умершего украшается венчиком, который символизирует венец Царства Небесного. Под голову кладут подушку, которую обычно делают из ваты или сухой травы. Существует благочестивый обычай готовить себе «смертную подушку» заранее, наполняя наволочку освященными в храме веточками верб и листьями берез (это освящение бывает в Вербное воскресенье и день Святой Троицы). Тело покрывают простыней или особой погребальной пеленой с изображением Распятия. Гроб обыкновенно ставят посреди комнаты перед иконами. Вокруг него зажигают свечи; если есть возможность, то ставят четыре подсвечника: один – у головы, другой – у ног и два – по обеим сторонам гроба. В совокупности они образуют крест и символизируют переход усопшего в Царство истинного света.

Особенности:

  • в некоторых областях России усопшего, помимо обычных одежд, облачают в саван – белый покров, напоминающий о белой одежде крещения;

  • гроб перед положением тела окропляется святой водой или ладаном;

  • венчик для головы продается в храме, лучше приобрести его до похорон и принести покойного на отпевание уже с венчиком;

  • класть в гроб какие-либо предметы, деньги, продукты нельзя, так как подобные обычаи – есть пережитки язычества.

4.    Молитва о «Последовании по исходе души от тела»

Канон читается священником или кем-либо из родственников сразу же после омовения и облачения  покойного в одежды.

С точки зрения Православной Церкви, «Последование» читается, чтобы милосердие Божие по молитве нашей за умершего облегчило его душе горечь разлуки от расставания с телом.

Чтение канона обязательно завершается молитвой «Помяни, Господи, Боже наш, в вере и надежде живота вечного преставльшегося…».

Особенности: канон и финальную молитву нужно читать отдельно друг от друга.

5.    Чтение Псалтири по усопшим

Лучше всего, если священное чтение совершается непрерывно – и днем, и ночью, стоя у гроба.

С точки зрения Православной Церкви, Псалтырь воспроизводит все многообразие движений нашей души, так живо сочувствует и нашей радости, и нашей скорби, так много проливает утешения и одобрения в наше скорбящее сердце.

Читать Псалтырь может любой благочестивый мирянин. Домашним усопшего следует по мере возможности присоединяться своим молением к молитве чтеца.

Особенности:

  • для чтения Псалтыри необходимо несколько человек;

  • чтение Псалтыри совершается стоя, и лишь в особых случаях позволяется сидение из снисхождения к немощи читающего;

  • над усопшими архиереями и иереями читается Евангелие.

6.    Панихиды («всенощное пение») и Литии («усиленное народное моление»)

Совершаются неоднократно – до погребения и после.

С точки зрения Православной Церкви, души усопших восходят от земли на Суд Божий, как со страхом и трепетом предстоят на этом Суде, исповедуя дела свои перед Господом Сердцеведцем, не дерзая предвосхищать у Всеправосудного Господа тайны Его Суда над душами наших усопших. Церковь возвещает основной закон этого Суда – Божественное милосердие – и побуждает нас к молитве о них, давая полную свободу сердцу высказаться в молитвенных воздыханиях, излиться в слезах и прошениях.

Завершается панихида возглашением диакона: «Во блаженном успении вечный покой подаждь, Господи, усопшему рабу Твоему (имя), и сотвори ему вечную память!».

Панихиды и литии облегчают душе переход в другую жизнь.

Особенности:

  • в дни, предшествующие погребению, нужно заказывать за усопшего панихиды в одном или нескольких храмах;

  • во время панихиды и литии молящиеся стоят с возженными свечами, а служащий священнослужитель – с кадилом.

7.    Вынос тела

Гроб выносится из дома лицом вперед с пением Трисвятого в храм.

С точки зрения Православной Церкви, пение знаменует, что умерший при жизни исповедовал Живоначальную Троицу и теперь переход в царство бесплотных духов, окружающих престол Вседержителя и немолчно воспевающих Ему Трисвятую песнь.

Несут тело умершего его родные и близкие, облаченные в траурные одежды. С древнейших времен христиане, участвовавшие в погребальной процессии, несут зажженные свечи. Когда тело умершего приносят в церковь, его поставляют посреди храма с лицом открытым, а около гроба крестообразно ставят светильники. Покрывается гроб покрывалом  - церковным, парчовым – во свидетельство Церкви, что умерший находится под ее покровом.

Особенности:

  • при внесении тела в храм должно звонить в колокол особым погребальным звоном, который возвещает живым, что у них стало одним братом меньше;

  • в первый день Святой Пасхи и в праздник Рождества Христова в храм усопших не вносят и в эти дни не отпевают.

8.    Отпевание

Начинается 90-м псалмом: «Живый в помощи Вышняго…» и заканчивается разрешительной молитвой.

С точки зрения Православной Церкви, прощальными песнями запечатлеется в сердцах живущих памятование о страшном дне смерти, но не дне безотрадной скорби.

После разрешительной молитвы начинается последнее целование умершего, как в знак нашего единения и любви к нему, не перестающей и за гробом. При прощании с почившим нужно целовать икону, лежащую во гробе, и венчик на челе. При этом надо мысленно или вслух испросить у лежащего во гробе прощения за все те неправды, которые были допущены к нему при жизни, и простить за то, в чем был виноват он сам. Над гробом возглашается «Вечная память». Священник посыпает крестообразно землю на тело умершего с произнесением слов: «Господня земля и исполнение ея, вселенная и вси живущие на ней».

Особенности:

  • гроб до конца отпевания (если нет уважительных причин) остается открытым;

  • не следует долго держать покойника в храме, в крайнем случае – одни сутки.;

  • гроб с телом выносится из храма ногами вперед под пение Трисвятого.

9.    Обряд предания земле

Может совершаться как в храме, так и на кладбище, если туда усопшего сопровождает священник.

С точки зрения Православной Церкви, после того, как гроб закрывается крышкой, открывать его вновь – большой грех.

Гроб с телом в могиле полагается ногами на восток, головой на запад – как стоял гроб в Храме, и как всегда мы молимся. Над могильным холмиком устанавливается Крест. Он ставится у ног усопшего, чтобы Распятие было обращено к лицу покойного. Также ставятся и надгробные памятники с высеченными на них крестами. Крест над могилой православного христианина – молчаливый проповедник блаженного бессмертия и грядущего воскресения.

Особенности:

  • для могилы христианина более подходит простой крест из металла, бетона или дерева, нежели дорогие монументы и надгробия из гранита и мрамора )по мнению Православной Церкви);

  • опускать гроб с телом в могилу нужно под пение тропаря: «Со духи праведных скончавшихся душу раба Твоего, Спасе, упокой, сохраняя его во блаженной жизни, я же у Тебе, Человеколюбче».